Вагонка штиль: сорта, марки, ГОСТЫ

Вагонка – тонкая профилированная планка, применяющаяся для обшивки поверхностей. Этот отделочный материал отличается от обычных обрезных пиломатериалов тем, что на его кромках нарезан шип и паз. Такая форма сечения значительно упрощает монтаж облицовки, делает готовую поверхность технологичнее.

Пазогребневое соединение позволяет собрать из ламелей вагонки сплошные плоскости с отсутствием на стыках сквозных зазоров, а также:

  • предотвратить продувания и эффективно снизить теплопотери помещения;
  • обеспечить при температурном расширении свободный ход штучных деталей;
  • используя внутренние части замка, скрыть крепежные элементы.  

Тыльная сторона вагонки идеальной чистотой обработки не отличается. Однако она имеет свою изюминку – фрезерованные углубления, идущие по всей длине планки. Форма их может у разных производителей отличаться – либо 3-4 узких канавки, либо 1-2 достаточно широких паза.

Монтаж вагонки на кляймер

Монтаж вагонки на кляймер

Главное назначение этого решения невероятно функционально – углубления обеспечивают конвекцию воздуха за обшивкой. Это особенно важно, если крепится вагонка не на каркас, а на сплошное основание. Пазы дают возможность вместе с воздухом отвести конденсат, удалив лишнюю влагу с обшитых вагонкой потолков и стен.

Вагонка может быть сделана из разных пород древесины, но чаще всего ее изготавливают из сосны, осины, ольхи, липы, дуба, лиственницы. 

Советская вагонка или евровагонка

Люди часто задают вопрос о том, чем обычная вагонка («советская») отличается от современного профильного пиломатериала «евро». Ответ прост - Качество и функциональные особенности советской вагонки не отвечают современным строительным требованиям и нормам. Этот устаревший материал используется крайне редко – недостатки его очевидны:

  • толщина и ширина ламелей значительная, что сильно увеличивает вес и стоимость 1 метра квадратного;
  • допускается высокая влажность изделий, так как технология изготовления не предусматривает контроль и качество процесса сушки заготовок и как следствие - кривизна и плохо обработанная поверхность лицевой пласти;
  • шип и паз очень маленькие – во время монтажа и дальнейшей эксплуатации замок часто расходится, появляются щели.

Евровагонка изготовляется на сложных современных станках, при этом производитель учитывает европейские стандарты качества пилопродукции и создаёт особое сечение изделий. В итоге получается высококачественный отделочный материал, характеризующийся такими положительными особенностями:

  • оптимизированная ширина\толщина изделий;
  • отлично обработанная поверхность ламелей;
  • сложный высокофункциональный профиль различных вариантов, разработанный с учетом физических и механических характеристик древесины;
  • низкая влажность изделий (не больше 10-15 процентов);
  • шип и паз большого размера – замок у евровагонки достигает 11 мм, что делает монтаж достаточно легким, даже при сильных колебаниях температуры и влажности в помещении не дает образовываться щелям на стыках;
  • на тыльной стороне планок всегда фрезеруются вентиляционные канавки, предназначенные для обеспечения движения воздуха за обшивкой.

Сечение вагонки

Сечение вагонки

Особенности сечения

Профиль сечения у евровагонки может быть нескольких типов. Отличаться изделия могут формой граней, размерами шипа и паза, конфигурацией замка, способом обработки и геометрией лицевой поверхности. Все эти факторы непосредственно влияют на внешний вид обшивки и определяют сферу использования того или иного вида изделий.

Стандартная, классическая евровагонка может иметь скругленную форму граней (такой профиль называется «мягкая линия» - софтлайн), либо угловатую – после монтажа таких ламелей швы получаются ярко выраженными. Купить можно также изделия, форма профиля которых подразумевает отсутствие крупных швов на обшивке – такая евровагонка возле шипа не имеет полки углубления, грани при этом могут быть и скругленными, и угловатыми. Такой профиль принято называть вагонкой «штиль» . После горизонтального монтажа евровагонки с таким профилем, обшитые поверхности напоминают массивную стену, сделанную из профилированного бруса. «Вагонку штиль» часто применяют для обустройства вентилируемых фасадов.

Вагонка штиль фото

Вагонка штиль фото

Евровагонка фото

Евровагонка фото

Особый вид – двухсторонняя вагонка, шип и паз таких изделий располагаются по центру торца. Основная особенность заключается в том, что и лицевая и тыльная сторона ламели обрабатывается одинаково тщательно – это позволяет выбрать наиболее подходящую для каждого конкретного случая текстуру (либо лучшую по качеству поверхность). Главный минус такого профиля – отсутствие вентиляционных канавок.

Вагонкой у некоторых специалистов принято также называть другие сечения профиля, имеющие замок. Для обшивки фасадов, стен снаружи помещений применяются такие профилированные изделия как американка и блок-хаус , отличающиеся большей толщиной ламели. У блок-хауса, помимо этого, особая скругленная форма лицевой поверхности, придающая готовой обшивке вид стены из бревна. У американки лицевая сторона отличается скошенной формой, создающей иллюзию сайдинга (наложенные друг на друга обрезные доски). На вагонку больше всего похож материал под названием «имитация бруса» , но он из-за массивности панелей, всё-таки, выделяется в отдельный класс и в основном применяется для облицовки фасадов.

Порода

Делают вагонку из хвойных и лиственных пород. Свойства древесины при этом определяют эксплуатационные качества изделий и их внешний вид. Для производства евровагонки чаще всего применяют лиственницу, ель, сосну, березу, осину, дуб, липу, ольху. Иногда в качестве сырья используются экзотические породы.

Хвойная древесина содержит в структуре большое количество смол, выступающих натуральным антисептиком и защищающих древесину от разрушительного воздействия влаги и грибка. Хвойная вагонка (как и детали из осины) считается идеальным вариантом для обшивки наружных поверхностей. Изделия из сосны отличаются явно выраженным уникальным рисунком, при этом они прочные и легко поддаются обработке. Вагонка из ели характеризуется низкой теплопроводностью, но при нагревании такая древесина выделяет много смолы, что делает ее непригодной для использования в парилках. Поэтому в помещениях с высокими температурами следует использовать вагонку из осины или липы. Если вам будет необходимо дополнительно защитить вашу вагонку от воздействия внешних факторов или придать ей оттенок, тогда необходимо применять специальные составы по дереву, такие например как Перлакс или Красула.

Изделия из лиственных пород смол не содержат. Они являются прекрасным вариантом для отделки помещений внутри. Обязательным условием при этом является специальная обработка вагонки защищающими составами, без которой древесина очень быстро испачкается и изменит первоначальный цвет. Древесина липы и ольхи высокопористая, нагревается она слабо, выдерживая при этом максимально высокую температуру – это идеальный материал для обшивки бань\саун. Древесина дуба – самая прочная и долговечная из всех лиственных вариантов. Береза «плохо относится» к повышенной влажности – березовую вагонку поэтому рекомендуется использовать для отделки только сухих хорошо проветриваемых помещений.

Габариты

Выбирая вагонку важно обращать внимание на размеры ламелей – длину, ширину, толщину. Определяясь с длиной, дабы отходы материала были минимальными, нужно всегда учитывать габариты обшиваемых плоскостей. Дело это не сложное – диапазон длины ламелей вагонки составляет 1,8 до 6 метров. Вагонка в розницу может продаваться и меньших размеров, а главным образом следует учитывать возможность ее кратного деления. Например вам нужна длинна 1.5 метра, но ее по каким-то причинам нет в наличии, в таком случае вы можете приобрести 6 метровую и поделить ее на 4 равных части получив 1,5 метровые изделия или купить вагонку 3 метра и поделить ее на 2 части.

Рассматривая ширину изделий, нужно помнить, что широкие ламели менее стойкие к механическим воздействиям и склонны к поперечному короблению, а чем доска уже, тем она стабильнее и крепче. Самая распространенная ширина евровагонки – это 96, 115, 125, 140 мм. Нужно иметь виду, что вагонка имеет ширину общую и ширину рабочую (видимая часть, после производства монтажных работ). Оба этих размера нужно учитывать при расчётах необходимого количества материала. Первый он же общий размер будет учитываться при покупке материала, он определяется путем измерения детали от одной кромки до другой или другими словами от края до края. Второй размер – это рабочий или тот который будет занимать фактическую площадь обшиваемой поверхности с учетом вхождения щипа в паз и он будет меньше общего размера.

Планки современной вагонки по толщине могут быть от 12 до 20 мм. Чем тоньше вагонка, тем она легче и лучше подойдет именно для внутренней отделки, и тем паче - для потолка. Для обшивки стен снаружи применяют изделия толщиной не менее 15 мм.